«Держитесь подальше от тех людей, которые пытаются уменьшить вашу значимость. Так всегда поступают маленькие люди. А действительно великие внушают вам чувство, что вы тоже можете стать великим»
Марк Твен, писатель
Вот бывают такие люди: они очень много всего знают, очень строго относятся к себе, оценивают себя только по очень высоким стандартам, они точно могут сказать, что шедевр, а что — полная ахинея. В общем – эксперты, люди тонкие и разбирающиеся.
Но вот поговоришь с ними, и вроде час назад был полон надежд, радостей и творческих планов, а сейчас все как рукой сняло: непонятное беспокойство, ощущение, что высоковато замахнулся ты в своих мечтах, что ничего не знаешь и не умеешь, что одет или одета ты по-деревенски и вообще пора худеть. Так почему же это происходит?
А просто Вам встретился человек-инфлятор, который все всегда обесценивает. Жертвой его обесценивания чаще является он сам в силу внутриличностных проблем, но раз Вы попались под руку, почему бы не обесценить и Вас?
Сразу оговорюсь, что чаще всего человеку-инфлятору ничего делать не нужно, чтобы обвалить акции Вашей самооценки, Вы сами это прекрасно делаете в его присутствии, когда думаете: «Он такой крутой, а результатами своими недоволен. Наверняка у меня еще больше недостатков, просто я их не вижу, потому что я не разбираюсь, а он видит!» или: «у нее вон какая фигура, а она еще недовольна, на фитнес ходит, я тогда вообще ленивая корова!». Я такое часто вижу на моих тренингах правополушарного рисования: один начал ругать свою работу, а остальные следуют его примеру, чтобы не казаться самодовольными или некритичными.
Итак, человек изводит сам себя постоянной критикой, но в его присутствии нам неудобно/страшно/стыдно быть довольными собой по разным причинам.
Другой вариант, это когда такой человек, исстадавшись из-за непомерных требований к себе, запрещает себе что-то делать, потому что с горечью присвоил себе звание бездарности. А тут Вы с Вашим энтузиазмом, вдохновением, а главное – совершением конкретных, пусть и небольших шагов! Ну не нахал ли? Нужно Вас срочно «поставить на место» парой едких уничижающих комментариев!
Например, мечтал некто стать писателем, но не справился с внутренним критиком, не пережил творческий кризис и стал писать только рецензии, отказавшись от самостоятельного творчества. Теперь он разносит в пух и прах молодых авторов, которые думают, что могут быть Писателями, хотя «даже он, разбирающийся и тонкий, не посмел присвоить себе этого гордого звания!»
Такой инфлятор, в отличии от предыдущего, обесценивает активно, а не просто своим присутствием и придирками к себе. Но и это активное обесценивание может быть неосознанным, если человек не признает, что испытывает зависть.
Однако иногда обесценивание может быть умышленным, то есть способом манипуляций. Нередко в созависимых отношениях партнер обесценивает все, что делает для него другой. Тогда у последнего всегда остается ощущение, что он дает недостаточно. Он решает, что нужно стараться больше, чтобы заслужить любовь партнера и быть для него хорошим. Многие используют это в воспитании детей. В этом разгадка происхождения людей-инфляторов.
Если Вы сталкиваетесь с обесцениванием, это может быть либо манипуляцией, либо отражением внутренних проблем человека-инфлятора. Однако настроение, тонус и самооценка падают у Вас в любом случае. Понимание природы этого явления может Вам помочь обезопасить себя.
Если Вы действительно хотите что-то создавать, научитесь отделять обесценивание от критики, а инфляторов — от себя.
Конструктивная критика должна быть конкретной, человек должен объективно разбираться в вопросе, а у Вас после его замечаний должно быть воодушевление: «Точно, а я-то думаю, что тут не так! Спасибо, что помог увидеть, пойду доработаю!»
А вот если человек не разбирается, а просто решил сообщить Вам свое мнение о Вашей деятельности под прикрытием: «Каждый имеет право на собственной мнение», помните, что у Вас есть право решать, чье мнение и когда слушать. На этапе вынашивания и воплощения идеи такие «мнениеносцы» губительны почти для любого человека, помните об этом и не будьте сами врагами своему творчеству.
Использован рисунок Татьяны Самошкиной и фотографии Анны Радченко
Добавить комментарий