Как часто нам приходилось видеть плачущего человека, которого участливые люди спрашивают: «Что случилось?», а он в ответ: «Ничего!»

 

Я не говорю о манипуляции типа: «Ничего, но если ты спросишь еще раз, я, может быть, скажу».  Сегодня я хочу поговорить о той ситуации, когда действительно НИЧЕГО НЕ СЛУЧИЛОСЬ.

 

 

Проблема.

 

Нас с детства приучают, что мы имеем право на проявление сильных чувств, только если произошло что-то серьезное: с велосипеда упал, разбил коленки до крови, ударил кто-то, сережку золотую потеряла или игрушку любимую. Повзрослев, мы позволяем себе такие чувства тоже только в крайних случаях серьезной утраты, сильного страха, смертельной обиды.

 

Запрет на чувства. Почему так происходит? 

 

Наверное, каждый может вспомнить такую картину: плачущий ребенок и раздраженная мама: «Ну что ты ревешь, что случилось?!»

Вот Вам захотелось бы рассказывать такой грозной тётеньке, что Света больше не хочет с Вами играть, а играет с Катей? Или что Вы так ждали на новый год плюшевую собаку, а подарили Вам пластмассового зайца? Я бы не рискнула.

 

 

Вот и ребенок не рискует, он же чувствует, что в этом раздраженном окрике нет вопроса, есть: «Я тут из сил выбиваюсь, чтобы у тебя все хорошо было, а ты тут на нервы действуешь, прекрати!»

 

Иногда родители искренне хотят утешить, успокоить ребенка: «Потеряла зайца? Ну подумаешь, будет у тебя еще 5 таких зайцев, не плачь!» Ребенком это воспринимается как: «То, что ты чувствуешь сейчас — неправильно, ты имеешь право чувствовать такое только если случится нечто ужасное с моей (родительской) точки зрения»

 

 

 

 

 

Осознание чувств.

 

И в первом, и во втором случае у ребенка нет возможности осознать свои чувства, понять, чем они вызваны. Ведь дети порой испытывают горькие чувства  по вполне взрослым причинам, которые им самим понять трудно. Ревность,  тревога, разочарование – это все трудно осознать ребенку. Нежелание родителя понять чувства ребенка или стремление поскорее утешить учит маленького человека подавлять свои чувства, не разобравшись в них, что в дальнейшем чревато трудностями самопонимания и эмоциональными проблемами.

 

Пример

Взрослая женщина внезапно начинает задыхаться на вечеринке, когда её муж идет танцевать с подругой. Этот симптом был спровоцирован сильнейшими чувствами, в которых женщина не могла разобраться. Ревность? Но раньше она не ревновала так сильно, да и повода особого нет . На мой вопрос, чувствовала ли она когда-либо что-то подобное, она ответила, что давно, в детстве, когда болела бронхитом. После этого она смогла назвать это чувство – тревога, сильная, парализующая. Восстанавливая события, постепенно удалось вспомнить, что вызвало эту тревогу: на домашнем празднике папа танцевал с маминой подругой, девочка плакала и капризничала  весь вечер, но мама отчитала ее: «Ну что случилось, что ты так ревешь? Никто же не умер!». Через пару недель папа ушел из семьи.

Девочка так и не поняла, почему ей было так страшно, осталась в смятении, тревоге и с выученным уроком: «Если никто не умер —  не реви!»

 

 

 

 

Научить понимать себя и быть внимательным к собственным чувствам.

 

Чтобы научить ребенка понимать себя и контролировать проявление чувств, у  него лучше спросить не:  «Что случилось?»,

а:  «Что ты чувствуешь? А когда ты это почувствовал? А что в этот момент происходило?»

 

 

Учить ребенка разбираться в его чувствах, сложная и «неблагодарная» задача, ведь человеком, осознающим собственные эмоции, труднее манипулировать, проще заткнуть: «Что такого случилось, что ты тут разревелся?»

 

P.S. Многие люди недоумевают: «Меня же в детстве не били палками, родители не были пьяницами, сейчас тоже вроде нормально все, почему же мне так плохо?»

Действительно, чего это ты?  Никто ж не умер!

Этот внутренний диалог заставляет людей пренебрегать собой и своими чувствами, не вникать в свои проблемы,  не помогать себе, не поддерживать себя, не просить о помощи — повод-то недостаточный! Подумаешь, апатия, раздражительность, головная боль и проблемы в отношениях — никто ж не умер!

 

P. P. S. К сожалению, мы часто поступаем с собой так, как поступали с нами в детстве, причем копируем порой самое негуманное отношение, хотя было и много хорошего. Вы не обязаны жить так всю жизнь! Не будьте для самих себя раздраженными и невнимательными родителями, разрешайте себе чувствовать, стремитесь не заткнуть себя, а понять! Вы имеете на это право!

 

Written by Анна

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *