IMG_0368.JPG

В переживании последствий психологической травмы есть такой момент, который я про себя называю «выяснение отношений с Богом».

 

Это когда человек задается вопросом «почему это случилось именно со мной?». Отвечая на него, люди выбирают чаще всего один из вариантов: 1) это потому что я неправильный (стыд) и вел себя неправильно (вина) 2) Вселенная несправедлива, какого черта? Бога нет, раз он это допустил (вариации на тему гнева).

 

Сопровождается это все конструированием образов себя-с-которым-этого-не случилось, сравниванием себя со сверстниками, не имеющими подобного травматического опыта.

 

Сначала я думала, что сталкиваюсь в этот момент с экзистенциальными вопросами клиента. А еще раньше я думала, что сама размышляю над экзистенциальными вопросами. Но нет. Это просто ловушка сознания.

 

Когда человек не знает, что ему делать с переполняющим его гневом, страхом, беспомощностью, стыдом и виной, он начинает «уходить в голову», то есть все внимание направить в абстрактные размышления о Боге, Вселенной, справедливости, виновности, и уже по поводу них он позволяет себе чувства, одним из которых является жалость к себе.

 

Есть предположение, что это все те же эмоции, которые в травмирующей ситуации и после нее не нашли выхода. Но рассуждать о судьбе многим кажется проще, чем ее проживать: орать, плакать, злиться, валяться в бессилии, бояться… Мы без травмы-то не умеем со своими эмоциями обходиться, а тут они увеличены в разы. Приходится учиться в ускоренном режиме.

 

Когда дикий зверь получает травму, он не задумывается о ее высшем смысле, о том, почему именно он, за что и с какой стати. Он просто прячется в логово, зализывает раны, есть лечебные растения, делает все, что ощущает необходимым. Если он зол-кусает, если испуган-убегает. В этом его сила. На данном этапе человек мало от него отличается. Нужно лежать, плакать, спать, есть, принимать лекарства, выговариваться, выражать злость, просить защиты и обеспечивать себе безопасные комфортные условия восстановления, учить тело вновь расслабляться.

 

А процесс интеграции травмирующего события в восприятие жизни человека происходит позже. Экзистенциальное принятие травмы и ее влияние на личность и судьбу часто выводит нас на уровень духовности. Но тут-то как раз и не звучит этих восклицаний: «За что?», «Как он допустил это?»,»Бога нет» и так далее. Мне кажется, здесь ответы осознаются раньше вопросов.

 

По крайней мере, так было в моем опыте. И ими не тянет делиться, а если тянет, то может что-то еще не прожито. Но точно сказать не могу, мало работала с такими людьми, они, как правило, сами все знают и за помощью не обращаются.

 

Они любят поспасать других и порассуждать на тему травмы как отработки кармы, результата заботы о нас Бога, наших бессознательных желаний ее получить и прочее. Если к ним в последователи попадает человек, который после травмы склонен подавлять свои чувства, они способствуют значительному усложнению его исцеления, и круг «за что мне это?» повторяется.

 

Не ходите кругами, ходите спиралями)

Written by Анна

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *