Ко мне на консультации часто приходят люди, которые не знают, чего хотят.
Чаще всего они видят проблему не в этом, а в том, что им трудно строить отношения с окружающими: они не знают, что еще сделать, чтобы нравиться мужчинам/женщинам, как еще помочь своему непутевому парню/сыну/девушке/другу/маме.
Просто за годы тренировок им стало проще удовлетворить чужие потребности, чем осознавать, принимать и удовлетворять свои. Проще жить чужой жизнью, чем своей. Вот и при выборе института проще положиться на выбор родителей или общества, чем прислушиваться к себе. И когда дети вылетают из гнезда, проще по-прежнему решать их проблемы, чем почувствовать, как хочется использовать освободившееся время, ведь это надо свои желания услышать! Проще лезть в дела мужа и пытаться его переделать: вылечить/отучить/приворожить/обогреть, чем заняться своей жизнью и своими потребностями.
Почему так проще? Одна из причин-отсутствие права на желание.
Когда ребенку отказывают в праве на желание, он сам себе это право тоже не присваивает, даже когда взрослеет. А если ребенку еще и логично и занудно объяснили, почему у него такого права нет, то во взрослой жизни этап возникновения желания вообще будет проходить у него мимо осознания.
Например:
1Таня хочет мяч
2 Таня осознает, что хочет мяч
3 Таня просит мяч
4 Тане говорят, что она бессовестная, что хочет мяч, ведь когда ее мама была маленькой, то играла вообще деревянными игрушками, прибитыми к потолку
5 у Тани появляется стыд за то, что она захотела мяч
6 Таня отказывается от своего желания
Во взрослом возрасте все промежуточные стадии исчезают:
1Татьяна хочет учиться живописи
6 Татьяна отказывается от этого, даже не осознав своего желания.
А все промежуточные стадии пронеслись с такой скоростью, что она их даже не заметила: кому же хочется получать отказ, испытывать стыд и т.д? Только вопрос в том, что отказа могло и не быть!
Что делать и зачем нужен психолог?
При любом присвоении чего-то нам нужен свидетель, иначе у нас будет чувство, что мы это украли и оно нам не принадлежит. Психолог выступает свидетелем и помощником в присвоении этого права. Он как ведущий церемонии передачи короны: если на коронации присутствуете Вы один, это, наверное, какая-то ненастоящая коронация.)
А еще при работе с желаниями появляется много трудных чувств, страх перед которыми и удерживает человека от того, чтобы прислушиваться к этим самым желаниям. Получается замкнутый круг. Психолог помогает прожить эти чувства безопасно, тогда появляются силы на то, чтобы разглядеть, чего же ты хочешь на самом деле. Я на консультациях часто встречаю такую последовательность чувств у клиентов, когда мы обнаруживаем какое-то скрытое желание: злость на меня («да как ты смеешь видеть у меня наличие такого желания!»), стыд («ты увидела, что я хочу этого, хотеть этого плохо, я плохой, мне стыдно»), удивление («ты меня принимаешь даже с такими желаниями. А что, так бывает что ли?»), радость и ощущение собственной силы («я же взрослый, я могу себе позволить это желать!!!»), грусть («я так долго был лишен этого права»). Дальше идет работа по планированию того, как можно получить желаемое, но это отдельная история, потому что многие даже если умеют хотеть, испытывают паралич при необходимости действовать для достижения желаемого.
И тут опять на помощь придут апатия: «не знаешь, как получить желаемое-ляг на диванчик, полежи», мученичество: «я такая несчастная, помогите мне, вы виноваты в том, что у вас все хорошо, а у меня-плохо» и созависимость: «я не знаю, как помочь себе, зато твою беду-рукой разведу, а пока я этим занят, свою неудовлетворенность смогу не замечать». Эти трое часто еще и находят друг друга.
А можно поучиться действовать, исходя из своих желаний, но это другая история)

Written by Анна

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *